Образование — одна из тех сфер, где наблюдается активная цифровизация. По статистике Bloggersideas, рынок онлайн-обучения растет на 32,09% в год, особенно в послепандемийный период. Эксперты Smart Ranking выяснили, что в I квартале 2023 года российские edtech-компании смогли увеличить выручку на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Но очное образование никуда не уходит. Более того, россияне считают его по-прежнему эффективным и действенным — такое мнения высказали 36% опрошенных в исследовании «Работа.ру».
Как объединить онлайн-образование и классические аудитории с партами, личным общением с преподавателем и вопросами от учеников? Для этого существует формат гибридного обучения на основе PTZ-камер.
Подробнее о гибридном обучении
Гибридное обучение — это формат синхронного образования, когда часть студентов находится очно в аудитории, а остальные слушают лекцию удаленно. Гибридную схему часто путают со смешанной, но у них есть серьезные отличия:
- Смешанное обучение — формат, при котором студент посещает лекции и очно, и дистанционно. Например, на одни пары он приходит лично, а другие смотрит дома в записи или изучает тему через онлайн-трансляцию в интернете. У преподавателя здесь тоже четкое разделение — он проводит классический урок в аудитории или записывает его на веб-камеру.
- Гибридное обучение отличается тем, что студенты либо посещают занятия лично, либо учатся дистанционно. Одно из двух. А преподавателю приходится начитывать материал сразу для обеих категорий учеников: одни сидят в зале, а другие подключаются удаленно.
«Гибрид» сложнее в организации, предъявляет высокие требования к преподавателям, строится на бесперебойном техническом оснащении. Но, как полагают многие эксперты, именно за гибридным обучением будущее. По сути, с ним стираются границы: вы можете учиться в одном из ведущих ВУЗов мира, находясь в другой его точке. Получая при этом такие же качественные знания, как и студенты-очники. Статистические факты:
- 61,8% инноваторов считают гибридное образование главным трендом в мировой и российской практике по состоянию на 2023 год (данные Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики»);
- 66,4% преподавателей считают, что гибридное обучение — это путь к профессиональному и личностному развитию, а 50% — что это существенно облегчает работу учителей (опрос МГПУ).
Виды учебной деятельности, применяемые на учебных занятиях в гибридном формате
Эксперты НИУ ВШЭ считают, что гибридный формат невозможен без качественного технического оснащения. В частности, без оборудования захвата изображения. Ключевое место в экосистеме гаджетов для проведения таких лекций занимает PTZ-камера.
Pan-tilt-zoom-камера (PTZ-камера) — профессиональная камера с функциями поворота объектива, панорамирования, захвата изображения и удаленного управления. Ее основные отличия о веб-камер — возможности оптического увеличения изображения без потери качества и механического поворота (автоматического или по командам оператора).
Какие задачи решает PTZ-камера в образовании
Профессиональная PTZ-камера закрывает ряд технических вопросов и позволяет выстроить гибридное обучение в том виде, которого от него ждут:
- дает удаленным слушателям эффект присутствия;
- позволяет принимать участие в обсуждении всем участникам учебного процесса;
- фокусирует внимание на лекторе или отвечающем;
- позволяет выводить картинку на большие экраны за счет высокого качества изображения;
- не создает лишнего шума, остается незаметной для лектора, не отвлекает его от ведения урока.
Плюс, профессиональная аппаратура по захвату изображения — это максимальный уровень гибкости при интеграции в существующую экосистему устройств. Множество портов для подключения сторонних гаджетов, поддержка сценариев и специального софта, простота настройки — все это расширяет применимость PTZ-камер.
Почему именно PTZ, а не обычная веб-камера
Альтернатива есть — например, панорамная веб-камера SmartCam Pano. У нее сразу три объектива, которые попеременно захватывают изображение при перемещениях лектора, угол обзора 180 градусов, запись в качестве 4К. Также SmartCam Pano значительно дешевле PTZ-аналогов. Но она предназначена в первую очередь для небольших классов и переговорных, когда участниками являются лишь несколько человек. В больших аудиториях ее возможностей не хватит.
SmartCam A20L — это уже принципиально другое устройство, PTZ-камера, способная захватывать изображение одинакового качества в любых по размерам учебных классах. Ее особенности:
- наличие поворотного механизма;
- автоматическое интеллектуальное отслеживание лектора;
- оптический зум (20-кратное приближение без потери качества) — камеру можно использовать в аудиториях с посадкой формата «амфитеатр»;
- высокое разрешение (Full HD);
- наличие слота для карт памяти, работа при минимальном освещении (0,5 люкс), переворот изображения.
Работает система очень надежно. Во время лекции камера фокусируется на преподавателе, доске, лабораторных установках и т. д. Причем изображение будет «двигаться» за лектором. Если в аудитории возникает вопрос, устройство самостоятельно фокусируется на задавшем вопрос студенте, а потом обратно возвращается к отвечающему преподавателю. У удаленных участников создается стойкое ощущение присутствия в аудитории, и никакая полезная информация не ускользает от объектива.
Успешный кейс
Летом 2023 года команда Smart-AV реализовала комплексное оснащение аудитории Российского университета дружбы народов (РУДН). Интересно, что помещение планировалось использовать не только для гибридного формата обучения, но и для телемостов с другими ВУЗами, организации комбинированных конференций и т. д. То есть, требовалось создать многозадачную, современную аудиторию.
Проект был реализован на основе двух PTZ-камер Yealink UVC84 и Yealink UVC86, а также трех потолочных микрофонов. Какой получилась наша система:
- многофункциональной — реализованы и проверены все сценарии, озвученные заказчиком;
- простой в управлении — отказ от видеомикшера в пользу Yealink Avhub;
- аккуратной — все провода спрятаны и не портят внешний вид класса;
- бюджетной — без излишеств, с полной выжимкой функционала из имеющегося оборудования.
От поступления заявки до реализации прошло всего 2,5 недели, поэтому образовательные учреждения могут задуматься о внедрении гибридного формата непосредственно перед началом семестра или даже посреди учебного года.
Как доказывает кейс, «гибрид» на основе PTZ-камер — универсальное решение. И у него есть ряд неочевидных преимуществ и возможностей:
- внедрение системы в зданиях и лекционных залах, представляющих историческую ценность (монтаж с минимальными изменениями в интерьере аудитории)
- объединение нескольких залов в одну экосистему;
- захват изображения на интерактивной доске.
Сегодня гибридные аудитории работают в ВШМ СПбГУ, МГУ им. Ломоносова, Университете прикладных наук Хяме, Университете Гриффита и других российских и мировых учебных заведениях. Всех объединяет одно — использование профессиональных PTZ-камер.
Заключение
Если при проведении переговоров или видеоконференций иногда достаточно веб-камеры бизнес-уровня, то в случае с лекционными аудиториями PTZ-устройства — это необходимый технический минимум для реализации гибридного формата обучения. Только они способны обеспечить эффект присутствия для удаленных студентов, не мешая при этом очникам и преподавателям.