Победителя в споре между телевизором и проектором часто определяют особенности пространства, а не различия в спецификациях.
Чтобы быстро соотнести возможности помещения и оборудования, смотрите на проекционное отношение проектора. С его помощью можно рассчитать, насколько далеко от экрана следует разместить проектор, чтобы получить изображение нужной ширины. Яркость и поддержка HDR отойдут на дальний план, если комбинация проектор + экран не впишется по параметрам в переговорную или обгонит по цене коммерческий дисплей с диагональю 100.
Простой расчёт:
проекционное отношение x желаемая ширина экрана = расстояние от экрана до проектора
Например, экран с диагональю 2,54 м (100″) и соотношением сторон 16:10 имеет ширину 2,16 м. Чтобы воспроизвести такое изображение Optoma ZU720TST с проекционным отношением 0,76-0,97 необходимо минимум 1,8 м, а Panasonic PT-VMZ71 с проекционным отношением 1,09-1,7 — уже не меньше 2,9 м. Это премиальные модели. Для многих бюджетных проекторов проекционное отношение приближается к двум.
Совет: сравните несколько проекторов в калькуляторе проекционного расстояния
Насколько большой экран вам нужен на самом деле?
В большинстве рабочих встреч и совещаний участвуют 8 человек или меньше. Поэтому в средних переговорных преобладают коммерческие телевизоры с плоским экраном и диагональю от 65″ до 75″ — они закрывают большинство потребностей в работе с отображаемым контентом.
Визуальная информация воспринимается комфортно, если расстояние от экрана до первого рабочего места за столом составляет не менее 1 диагонали (1,9 м для 75″), а до последнего — не более 4 диагоналей (7,62 м для 75″). Обратимся к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03: допустимый минимум площади на человека в офисе — 4,5 м2. Учитывая это и среднее количество участников совещаний, девелоперы редко закладывают под переговорную больше 25 м2. В таком пространстве точно не придётся щуриться, чтобы рассмотреть слайд на экране 75.
Проекторы вступают в конкуренцию с телевизорами в больших переговорных, пространствах нестандартной, вытянутой в длину планировки, залах совещаний и конференц-залах. При прочих равных условиях с помощью проектора вы можете получить изображение на 50 % больше и увеличивать диагональ, насколько позволяет проекционное расстояние и размер экрана. Вопрос в том, нужно ли это для ваших задач и позволит ли помещение использовать все преимущества такого решения.
Яркость изображения: как сравнивать телевизор и проектор?
Проекторы позволяют получить изображение гораздо большего размера, чем телевизоры. Но в плане яркости у них нет преимущества. Скорее, наоборот, если сравнивать модели одного ценового диапазона.
В сегменте профессиональных дисплеев значения яркости от 500 кандел на 1 м2 — своеобразный знак качества для светлых переговорных. OLED-телевизоры уже вышли на пиковую яркость 1000 кд/м2.
Для мощных проекторов вполне достижимы уровни 600-700 кд/м2, но по стоимости такие решения конкурируют скорее с видеостенами, чем с телевизорами. Чтобы получить качественное изображение с менее мощных бюджетных проекторов, потребуется затемнять помещение: как минимум использовать жалюзи на окнах и приглушить свет в области рядом с экраном.
Что происходит, когда яркость экрана не соответствует освещенности помещения: мы видим тусклое изображение с искаженной цветопередачей, к которому приходится присматриваться.
Производители проекторов не указывают яркость в канделах. Проектор излучает свет на экран, но свет из любого другого источника в комнате тоже попадает на экран и влияет на итоговую яркость. Поэтому в спецификациях указывается только световой поток самого проектора в люменах. Наиболее релевантными являются измерения по методике ANSI. Профессиональные проекторы обладают яркостью от 4 000 до 11 000 люменов и более. Узнать значения в канделах для сравнения можно с помощью сервиса Projector Central.
Почему затемнять помещение — вариант для конференц-залов, но не для переговорных? Во-первых, освещение рабочих мест в офисе регламентирует СанПиН 1.2.3685-21 — не меньше 400 люкс. Во-вторых, для видеоконференцсвязи затемнение неприемлемо, потому что ухудшает изображение с камеры.
Ни одна из технологий DLP, LCD, LCoS пока не способна обеспечить проекторам яркость, превосходящую яркость LED и OLED-дисплеев.
Коэффициент контрастности и качество изображения
Коэффициент контрастности — один из наиболее важных аспектов качества изображения. Под контрастностью мы подразумеваем соотношение яркости белого к чёрному. Это диапазон, в котором может изменяться светоотдача экрана. Если контрастность низкая, чёрный цвет на экране становится серым. Технологии управления контрастностью коммерческих телевизоров гораздо более гибкие по сравнению с возможностями проекторов.
Проекторы не позволяют затемнять отдельные пиксели, как OLED-дисплеи, или отключать определённые участки подсветки по типу технологии локального затемнения. Источник света, лампа или лазер, освещает весь чип. То есть, единственный способ изменить светоотдачу для проектора — затемнить всё изображение.
Лучший коэффициент контрастности имеют проекторы, произведённые по технологии LCoS, но они все равно уступают OLED-дисплеям или LED-дисплеям с поддержкой технологии локального затемнения.
Поддержка технологии HDR: важна ли она для вас?
Расширенный динамический диапазон, HDR, — технология, которая обеспечивает более гибкое управление яркостью, лучшую контрастность и более реалистичную цветопередачу без пикселизации полутонов. Многие камеры для видеоконференцсвязи уже поддерживают HDR. Например, Logitech Brio и её аналог SmartCam SC26A.
Если ваши контрагенты используют камеры с поддержкой HDR, проектор сможет принять HDR-видео, но вряд ли отобразит его так же качественно, как коммерческий телевизор. Во-первых, проекторы уступают в яркости. Во-вторых, не имеют коэффициента контрастности, необходимого для отображения HDR в лучшем виде. Без мультизональной независимой подсветки воспроизведение HDR бюджетными проекторами в основном ограничивается более широким цветовым охватом.
Тип контента и детализация изображения
Проекторы оптимальны для отображения контента на большом экране. Но одного увеличения диагонали не всегда достаточно, чтобы обеспечить должную детализацию при работе с таблицами, данными или текстом.
При масштабировании мелких деталей возможен эффект размытого изображения, несмотря на высокое разрешение. Причина в том, что плотность пикселей экрана определяется как его разрешением, так и физическим размером. Экран 100″ с разрешением Full HD будет иметь более низкую плотность пикселей, чем экран 75″ Full HD.
Если рассматривать максимальное разрешение 4K, оно более доступно на рынке широкоформатных дисплеев, чем проекторов. Это проверенное решение для работы с контентом, требующим детализации.
В конечном счете, решение использовать коммерческий телевизор или проектор, в равной степени зависит от нескольких факторов, включая размер помещения, тип отображаемого контента и доступный бюджет. Мы поможем подобрать оборудование, которое отвечает параметрам помещения и вашим сценариям работы наилучшим образом.
По соотношению цены и производительности телевизоры уже обошли проекторы. При сопоставимой цене вы можете получить профессиональный дисплей с сенсорным экраном, разрешением 4K, поддержкой Windows, Mac OS, Android и HDMI-портом для подключения кодека видеоконференцсвязи — всё в одном, без каких-либо сложностей с монтажом и обслуживанием.
Если же доступное пространство и акустика в помещении позволяют разместить проектор, стоит взвесить «за» и «против» по ключевым характеристикам. В первую очередь, это яркость, контрастность и цветопередача.
А в этой статье мы рассказываем о том, что лучше выбрать для бизнеса: коммерческий или бытовой телевизор.